Интересные сайты:



Когда слепой художник видит ясно...

Известно, что зрительный образ на сетчатке глаза перевернут. И при анализе изображения в мозгу человек как бы «переворачивает» картинку еще раз. И перспектива изображения не привычная, прямая (когда более удаленные предметы кажутся нам меньше), а обратная. Еще в 1970-е годы известный ученый, академик Б.В.Раушенбах обратил внимание на то, что для многих традиционных школ живописи характерна как раз обратная перспектива. Примерами обратной перспективы могут служить многие старинные русские иконы, в том числе знаменитейшая «Троица» Андрея Рублева. Академик Б.В.Раушенбах предположил, что преобладание обратной перспективы в древних школах живописи не случайно, а отражает реальные особенности работы мозга.

Задумаемся теперь над тем, могут ли в картинах слепого от рождения художника быть полностью соблюдены правила перспективы, которые ему никто не объяснял и которым его мозг не обучен? Да, конечно, такие люди слышат от окружающих об особенностях «внешнего» для них мира. Но, согласимся, научиться дважды переворачивать возникающие в мозгу картинки не так-то просто. И вот оказывается, что в Турции, в Стамбуле живет профессиональный слепой от рождения художник по имени Эсреф Армаган. Он не учился не то что живописи, а даже и в обычной школе. Рисовать начал карандашом только в шестилетнем возрасте, а масляные краски освоил в 18 лет. Много позже, в 42-летнем возрасте, перешел на работу с гуашью. Армаган выработал особую, очень трудоемкую технику. Он сначала окрашивает весь холст в один цвет. По высохшему холсту заостренной палочкой наносит контур рисунка - так, как рисуют фигуры на песке. Затем ощупывает его, корректирует, а только потом начинает раскрашивать. Причем последовательно наносит на холст цвет за цветом, добиваясь в итоге правильной цветопередачи, хотя о красных тюльпанах или зеленой траве он знает только со слов. В настоящее время художнику за 50 и он стал знаменитым.

И вот что интересно - нейрофизиологическое исследование, проведенное специалистами из США, показало - мозг Армагана работает во время написания картин почти так, как у зрячего. Иными словами, он видит адекватные картины своим «внутренним зрением», а тестировавший его исследователь Д.Кеннеди из Торонтского университета установил, что Армаган отлично выполняет тестовые задания, требующие отображения принятой в европейской живописи прямой перспективы. Ну прямо как ясновидец... Вот тут-то и «зарыта собака». Как же художник научился видеть подлинные картины природы без зрительного опыта?

Исследователи из Гарварда Альваро Паскуаль-Леоне и Амир Амеди были в свое время поражены тем, что Эсреф Армаган правильно изображает, например, тени от предметов. Группа нейрофизиологов из Бостона при дальнейшем обследовании художника обнаружила, что в процессе рисования зрительная кора художника задействована с той же интенсивностью, что у зрячего человека, когда он реально смотрит на окружающее. Когда зрячий человек лишь воображает какую-то картину, степень активации этих же структур ниже.

пейзвж - Эрсеф Армаган

Понятно, что все эти феноменальные особенности Эсрефа Армагана интересны скорее специалистам. Но, если взглянуть на его картины, то можно убедиться - художник и в самом деле как бы «видит» окружающий мир. Среди его произведений есть и пейзажи, и натюрморты. Вглядимся, например, в картину, на которой изображены сельские домики под красными крышами, лодочка, плывущая по озеру, белеющая гора вдали. Даже не верится, что автор никогда не видел даже света. Перспектива здесь прямая. Есть у Армагана, правда, и картины со сказочными сюжетами или персонажами. Причем изображения на них более «плоские». Вот рыбка играет на скрипке другим рыбкам (прямо как иллюстрация к былине про Садко). А вот навстречу зрителю ползет какое-то чудище - то ли большой скорпион, то ли маленький ящер.

И, наконец, у Армагана есть картины, напоминающие китайские миниатюры, в которых перспектива скорее обратная, чем прямая. Мне, например, понравилась миниатюра, напоминающая известную сказку Андресена «Соловей» - на ветке сидит певчая птичка, которая выглядит так, как будто она «немного механическая».

Получается, что художник отлично умеет управлять своими зрительными образами, что и позволяет ему работать практически в различных жанрах, при этом всегда сохраняя свою индивидуальную авторскую манеру письма. Разве это не ясновидение?

Как мало, в сущности, мы еще знаем о возможностях человека...

Сергей КРИВЕНКОВ,
кандидат биологических наук







Предыдущая       Статьи       Следущая




comments powered by Disqus





Дружественные сайты: