Интересные сайты:



Смерть, зачем ты нам дана?

Смерть без покрывала
Вместо смерти был свет
Смерть - пробуждение?
Смерть, зачем ты нам дана?
Где нет ни холода, ни страха
Что такое смерть?
Необходимый момент жизни
Жизнь перед лицом смерти
Смерть или бессмертие?
Учитель жизни и учитель смерти
Перед лицом смерти. Чаша с ядом
Крест на Голгофе
Всё существующее преходяще
Каббала о смысле смерти
Учись ныне умирать
Живые и мёртвые. Можно ли обмануть смерть?
О душе и бессмертии. Что такое душа?
Рождённые дважды
Душа - причина жизни и смерти?
В последний путь
Обряд - что это?
И вечная память...
Праздники... смерти
Послушай, Бог

Обряд - что это?

За любым обрядом, в том числе и погребальным, всегда стоит нечто большее, чем традиция: это и отношение к смерти другого человека, порой близкого, и показатель определенного мировоззрения, и соблюдение определенной этики. Наше отношение к смерти — это и наше отношение к миру, и наш характер, и наше понимание добра и справедливости. Естественно, что для человека русской культуры ближе христианские представления — как то, что на протяжении веков взаимодействовало с традиционными народными обрядами.

Рассмотрим два возможных отношения к чужой смерти: Первый вариант:

«Об этом страшно думать! Это ужасно! Я не только не могу присутствовать на похоронах, но не могу даже смотреть на умершего человека! Понимаю — смерть неизбежна, когда-то это произойдет и со мной. Но стоит ли раньше времени огорчать себя, расстраиваться и волноваться? Уж если надо быть на похоронах, главное — запретить себе думать о смерти. Очень важно также оградить детей — для них это совершенно лишнее, от такого стресса их следует оберегать. У похорон свои правила. Не нами заведены — не нам отменять. Так к ним и нужно относиться».

Второй вариант:

«Уходить от размышлений о смерти, избегать излишних переживаний и волнений, оберегая свой внутренний покой, — недостойно порядочного и нравственного человека. Потеря другого человека должна восприниматься и умом, и сердцем. Не следует ограждать себя от переживаний и размышлений именно потому, что смерть неизбежна для каждого из нас. Так не лучше ли осмыслить ее заранее?

Ритуал похорон наполнен нравственным, духовным, неформальным смыслом. И детям участие в похоронах не повредит, наоборот, научит тому, что панического страха быть не должно».

Современный человек часто не готов не только к смерти, но и к мыслям о ней. Он старается как бы не замечать смерти, не зная, что и как об этом думать. Даже разговоры о смерти считаются неприличными. Но параллельно с этим существуют традиционные, накопленные поколениями представления о смерти человека, о похоронах.

Смерть близкого человека — это горе, которое необходимо проживать достойно. От горя не нужно прятаться, его нужно пережить. Стремление человека в такой ситуации оградить себя от «тяжелых и неприятных» переживаний неправильно и нехорошо — и по отношению к умершему, и к себе самому.

Напомним одно из традиционных христианских представлений, что сам процесс изживания горя способствует воспоминаниям об умершем без боли и сохраняет чувства для других. Люди, испытавшие горе, часто становятся лучше, они взрослеют. Встреча со смертью, с чужой или близкой своей, способна сделать человека серьезнее и глубже. Этому, судя по всему, способствовали и христианские традиции.

Есть мудрость в том, как раньше прощались с близким человеком. Не скрывали своих чувств, плакали и горевали открыто. Покойного оставляли дома. Ночь проводили у гроба, читая Псалтырь или молясь или просто сидели молча. Затем отпевание, последнее целование, похороны, поминки. Существовал «институт» плакальщиц — все помогали родственникам пережить горе.

Было принято какое-то время побыть у гроба, вспомнить ушедшего человека, свои отношения с умершим, быть может, мысленно поговорить с ним. Для верующих обязательна молитва за упокой души усопшего, хотя любое наше внутреннее обращение к умершему по сути та же молитва.

Принято считать, и видимо, справедливо, что такое поведение помогает изжить личное горе. Всегда считалось безнравственным циничное отношение к умершему и к тем или иным атрибутам прощания и похорон.

Согласно многовековым представлениям, душа умершего не только продолжает жить, но и наблюдает за всем происходящим на земле, в том числе и за тем, как прощаются с покинутым ею телом. Уверенность в этом уже сама по себе помогала людям сохранять достоинство в минуту утраты, с уважением относиться к таинству смерти. Не случаен и ритуал последнего прощания, когда и дети должны видеть умершего и проститься с ним, ведь он все видит и слышит!

Христиане считают важным для воспитания детей их присутствие на похоронах. Стремление же оградить их от «лишних» переживаний понимается как безнравственное.

Христианин Петр Калиновский предлагает, например, такую утешающую мысль: «После похорон возвращение в опустевший дом может быть очень горьким. Одиночество. Жизнь кажется пустой. Хочется уйти от всего и зарыться в себя. Могут облегчить состояние молитва и мысль о том, что смерть — это только переход...»

Поминки тоже уместны — через этот ритуал горюющий возвращается к жизни общества. Современная же традиция превращать поминки в застолье с непомерным возлиянием спиртного просто отвратительна и не соответствует никаким канонам прощания с умершим. У евреев есть хороший обычай: после похорон друзья время от времени собираются у родственников умершего и просят их вспоминать и рассказывать о нем. Обычно много не говорят — слушают, а если родные не хотят рассказывать — не настаивают, просто сидят молча.

Встреча со смертью близкого человека — это, может быть, и есть то неизбежное, что проявляет наше отношение к смерти вообще.

По мнению писателя и врача Калиновского, «не нужно превращать умершего в фетиш, хранить его вещи, одежду и прочее. Ему нужно дать умереть. Это не безразличие и не эгоизм. Не нужно забывать умершего, наоборот, нужно сохранить светлую память о нем до конца своих дней, но жить нужно без депрессии, без постоянного «горького горя», сохранив себя для жизни с другими. Забывать вовсе не нужно. Траур имеет смысл — есть обязанности и по отношению к умершему».

Красноречивым образцом христианского отношения к смерти может служить знаменитое письмо Феофана Затворника к матери, похоронившей дочь: «Милость Божия да будет с вами. Плачьте, плачьте. В этом нет ничего неестественного и укорного. Диво было бы, если бы мать не плакала о смерти дочери. Но при этом надо знать меру, не убиваться и не забывать тех понятий о смерти и умерших, которые даются нам христианством. Умерла! Не она умерла, а умерло тело, а она жива и так же живет, как и мы, только в другом образе бытия. Она и к вам приходит и смотрит на вас. И надо полагать, дивится, что вы плачете и убиваетесь, когда ей лучше. Тот образ бытия выше нашего. Если бы вы могли поговорить с ней лицом к лицу и попросить ее опять войти в тело, она ни за что не согласилась бы...»

0 христианской скорби по умершим: «Не следует считать прискорбным переселение ближних наших из здешней в тамошнюю бесстрастную и безмятежную жизнь. Скорее, умерший мог бы скорбеть об оставшихся в живых, которые уподобляются заключенным в темнице. Не будем же скорбеть об умерших неразумною скорбью, но если печалиться, то печалью благою и похвальною... Скорбящие об умерших уподобляются, рождающемуся младенцу, плачущему и как бы негодующему на освобождение его из привычной утробы матери. Между тем умерший вступает в новую, лучшую жизнь, для которой настоящая служит только приготовлением, подобно как для плода служат приготовлением предшествующие ступени постепенного развития растения. Душа, освобождаясь от телесного через смерть, вступает в свойственную себе жизнь» (Св. Григорий, епископ Нисский (331 — 394).


Предыдущая      Статьи       Следущая




comments powered by Disqus

Содержание:

Мёртвый песок жизни
Свет в конце тоннеля
Смерть - это рождение, рождение - это смерть
Колесо жизни и смерти
Связь миров
Смерть, зачем ты нам дана?
Исскуство умирать
В присутствии смерти











Дружественные сайты: