Интересные сайты:


Странные и гениальные

Они живут среди нас, хотя почти не идут на контакт с окружающими. Их внутренний мир скрыт от посторонних глаз. Таких людей называют аутистами. Согласно статистике, каждый сотый человек на планете принадлежит к их числу. Они часто выглядят странно и поступают, по общепринятым меркам, неадекватно, но при этом могут проявлять феноменальные способности в самых разных областях деятельности. Так какие же они на самом деле: отставшие в умственном развитии или, наоборот, чрезмерно одаренные?

Это не шизофрения!

Связь аутизма со сверхвозможностями очевидна - хотя и не обязательна

Термин «аутизм» (от греческого αυτοσ - «сам») был предложен швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1910 году. Ученый изучал психические отклонения и этим словом назвал уход пациента в мир собственных фантазий и боязнь любого воздействия окружающих людей.

В 1930-1940-х годах австрийский исследователь Ганс Аспергер и американский профессор Лео Каннер развили значение термина, отделив аутизм от умственной отсталости, шизофрении и других нарушений психики и доказав, что болезненное стремление к уединению представляет собой отдельный синдром.

В целом об этой болезни пока известно не так уж много. Она гораздо чаще встречается у мужчин. Ее вероятными причинами могут быть какие-либо токсичные воздействия на организм матери во время беременности, а также тяжелые заболевания в младенческом возрасте. Главной проблемой человека становится отсутствие адекватных взаимоотношений с другими людьми.

Лучший футболист мира

Считается, что полностью вылечить аутизм невозможно. Хотя регулярные занятия с психологами помогают людям с легкой формой болезни не только адаптироваться в обществе, но и стать успешными в профессиональном плане.

Самый яркий современный пример - судьба знаменитого аргентинского футболиста Лионеля Месси. В 13 лет его пригласили в молодежную команду испанского клуба «Барселона». По воспоминаниям очевидцев, остальные ребята в команде долгое время считали, что Лионель - немой. Он ни с кем не разговаривал ни на поле, ни за его пределами. Кроме аутизма у подростка был выявлен и другой недуг - нехватка гормона роста. Руководство клуба, видя несомненный талант Месси, оплачивало его физическое и психическое лечение, а также обеспечило переезд семьи Лионеля из Аргентины в Европу.

Когда Месси исполнилось 18 лет, его пригласили в молодежную сборную Аргентины. Другие игроки поначалу удивлялись и даже возмущались, что новичок проходит мимо них, ни на кого не смотря и ни с кем не здороваясь.

В 2015 году весь мир облетели кадры спортивной хроники: «Барселона» в финале европейской футбольной Лиги чемпионов победила итальянский клуб «Ювентус». После матча на поле царили эмоции: одни рыдали от горя, другие бурно выражали свою радость. И только Лионель Месси просто стоял и смотрел в одну точку. Хотя его роль в команде трудно переоценить - ведь именно он в том году стал одним из лучших бомбардиров турнира, забив во всех матчах лиги 10 мячей.

Несмотря на крайне неохотное общение с товарищами по команде, Лео настолько классный футболист, что его уже несколько раз признавали лучшим в мире. И это подтверждает тот факт, что аутисты вполне могут приспособиться к обстановке и блестяще реализовать себя.

Татьяна Ларина страдала аутизмом?

Еще чаще талант людей с аутизмом проявляется в науке и искусстве. По мнению ученых, именно такие психические отклонения имели выдающиеся ученые, литераторы или музыканты: Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Вольфганг Амадей Моцарт, Микеланджело Буонарроти, Герберт Уэллс и многие другие.

Известно, что Ньютон с трудом говорил, а чтение лекции перед большой аудиторией могло закончиться для него нервным срывом. Микеланджело сторонился других людей и был подвержен вспышкам гнева, когда кто-то пытался нарушить его одиночество.

Интересно, что задолго до научного определения аутизма его художественное описание при создании образа своей любимой героини Татьяны Лариной дал А.С. Пушкин: «Она ласкаться не умела // К отцу, ни к матери своей; // Дитя сама, в толпе детей // Играть и прыгать не хотела // И часто целый день одна // Сидела молча у окна». Примечательно, что в черновом варианте у Пушкина была строчка «Сидела с книгой у окна» - но поэт изменил ее, чтобы ярче охарактеризовать девушку.

Альберт Эйнштейн рос замкнутым мальчиком, избегавшим сверстников. Он легко усваивал любые знания, но проблемы в общении с преподавателями привели к тому, что будущий нобелевский лауреат так и не окончил гимназию, а позже с большим трудом прошел курс обучения в Высшем техническом училище в Цюрихе. Два года он искал работу, где мог бы как можно меньше контактировать с другими людьми, пока, наконец, не устроился в Бюро патентования изобретений в Берне.

До самой смерти Эйнштейн был совершенно равнодушен не только к славе, но и к своей внешности (вспомним его знаменитую прическу и всегда мятую одежду).

При этом все талантливые аутисты, кроме проблем в общении с окружающими, отличались еще несколькими схожими чертами. Они никогда не имели соавторов, у них не было конкретных учеников. Их семейная жизнь оставляла желать лучшего. Наконец, все они могли настолько увлечься своим делом, что, занимаясь им, забывали о еде или сне.

Но можно ли утверждать, что каждый аутист в обязательном порядке обладает гениальными способностями?

Десять против одного

Таланты многих подобных людей действительно поражают. Кто-то из них может запомнить книгу, прочитав ее лишь раз. Другой решает в уме сложнейшие математические задачи, третий способен за несколько дней выучить иностранный язык.

Правда, такими являются далеко не все аутисты. По подсчетам исследователей, наличие гениальных способностей наблюдается примерно у 10% из них. Но те же показатели у обычных людей составляют всего 1%! Так что связь аутизма со сверхвозможностями очевидна - хотя и не обязательна.

Ученые связывают экстраординарные способности аутистов с тем, что они, отрешившись от бытовых проблем, концентрируют внимание на какой-то одной области деятельности - и могут добиться в ней выдающихся результатов. Более того, известны случаи, когда обычные люди, долгое время работавшие в одиночку над каким-либо проектом (книгой, картиной, симфонией), приобретали черты аутистов: избегали общения с окружающими, замыкались в себе, болезненно реагировали на внешние раздражители в виде посторонних звуков или запахов. И при этом теряли элементарные бытовые навыки - к примеру, никак не могли зашнуровать ботинки или поджарить яичницу.

Уникум из Солт-Лейк-Сити

Интерес общества к проблемам аутизма резко возрос после того, как в 1988 году на экраны вышел американский фильм «Человек дождя» (Rain Man), получивший четыре премии «Оскар». Прототипом главного героя картины стал житель города Солт-Лейк-Сити, аутист Ким Пик.

Ким родился в 1951 году с черепномозговой грыжей, его голова была просто огромной. Он начал ходить только в четыре года и до сих пор не может одеться без посторонней помощи.

В 16 месяцев Ким научился читать - и с тех пор запоминал содержание прочитанного, включая атласы автомобильных и железных дорог или нотные записи крупных музыкальных произведений. Ким Пик проводил в библиотеках много времени. Толстую книгу он просматривал и запоминал за 25 минут, читая по две страницы одновременно: одну правым глазом, другую - левым.

После выхода фильма «Человек дождя» Ким стал много путешествовать по миру, встречаясь с людьми, которые хотели его увидеть. Исследователи отмечают, что тогда поведение Кима изменилось, он гораздо больше общался с окружающими.

Им нужна помощь

Впрочем, фильм «Человек дождя», по мнению многих ученых, не только помог, но и навредил многим аутистам. Ведь если раньше им оказывали помощь, воспринимая как умственно отсталых, то теперь многие думают, что поведение таких людей - всего лишь сопутствующие признаки гениальности и их проблемы могут решиться сами собой, без усилий со стороны общества.

А между тем с начала нынешнего века количество людей, страдающих аутизмом, возросло в 10 раз, и такая тенденция продолжается. Однозначного объяснения этому факту нет, часть ученых связывает его с последствиями генетических заболеваний. Выдвигаются также версии о влиянии пестицидов в продуктах питания, ухудшении экологии, увеличении числа стрессовых ситуаций и т.п.

В любом случае аутистам, особенно детям, нужна постоянная помощь. Их недуг нельзя полностью вылечить, но хотя бы частично адаптировать этих людей к обществу вполне возможно. Главное - не командовать ими, не разрушать их мировоззрение, но создать благоприятную творческую атмосферу, которая будет способствовать развитию их природных талантов.

Елена ЛАНДА







Предыдущая       Статьи      


comments powered by Disqus





Дружественные сайты: