Прогулки по огнюФеномен не поддающихся огню ходоков очень древний и встречается во всех цивилизациях в разных частях мира. Сохранилось описание ежегодных торжеств в Древнем Риме, посвященных богу Аполлону, когда после жертвоприношений язычники снимали сандалии и ходили по огню. Об этих празднествах один из персонажей эпической поэмы «Энеида» великого древнеримского поэта Публия Вергилия Марона (70-19 годы до нашей эры) говорил: «Бог, величайший из всех, Аполлон, хранитель Соракта! Первого чтим мы тебя, для тебя сосновые бревна жар пожирает, а мы шагаем, сильные верой, через огонь и следы оставляем на тлеющих углях!» Ритуалы по всему мируПодобные ритуалы совершали персидские жрицы, африканские шаманы и индийские йоги. Первые европейские путешественники писали о поражающих их воображение живописных церемониях испытания огнем на островах Фиджи в Тихом океане. По мнению историков культуры, именно у них позаимствовали искусство ходить по огню жители соседних тихоокеанских островов, Новой Зеландии и даже канадские индейцы. В XIX веке француз Ж.К. Шаберт называл себя «покорителем огня» и безо всякого вреда для себя проходил сквозь пылающее жаром пламя, буквально играл с огнем. Словно для собственного удовольствия он... усаживался на пылающие горячие угли. Его выступления тщательно исследовали ученые, но никто не смог уличить его в обмане. В конце XX века этнолог Музея Бишопа в Гонолулу У.Т. Бригхам попросил священников с Гавайских островов Кахунасов продемонстрировать ему способности хождения по огню босиком. Они привели порядком струхнувшего ученого к действующему вулкану Килауэа. Поверхность кипящей раскаленной лавы была покрыта черной пленкой, но повсюду виднелись дышащие жаром отверстия с булькающими пузырями. У ее края священники затянули старую гавайскую песню, старший из них встал на раскаленную поверхность, схватил ученого за руку и повел в самое пекло. Сапоги этнолога начали разваливаться, голова и тело испытывали пылающий жар, а ноги ничего не чувствовали. Только пройдя на другую сторону лавового потока, удивленный Бригхам понял, что его ступни ни разу не почувствовали жара и на них не осталось следов ожога. По мнению ученого, это можно объяснить только магией. Из глубокой стариныВ Болгарии сохранился удивительный народный обычай, первоначальный смысл которого утрачен, - танцы босиком по раскаленным углям, которые называют нестинарством. Считается, что в их основе лежат ритуальные танцы фракийцев, посвященные богу вина и веселья Дионису. Этот языческий обряд бытовал в деревеньках труднодоступного для человека горного массива Странджа на юге Болгарии. Свидетели описывали, как каждый год на праздник святых Константина и Елены нестинары ходили по огню на деревенской площади. Обычно несколько женщин-нестинарок в ночь перед праздником запирались в церкви и молились всю ночь. Утром в деревне начинали играть специфические музыкальные инструменты - тимпаны и гайдо, а мужчины раскладывали на площади дрова и поджигали. Вечером с наступлением темноты мужчины раскатывали угли, пока не образовывался огромный огнедышащий диск. Тогда женщины из церкви выходили на площадь и, словно не чувствуя раскаленных до 600 градусов углей, шли по спирали к центру огня. Они как бы забывались в языческом танце. Были среди нестинаров и мужчины. Некоторые из удальцов демонстрировали вообще умопомрачительное чудо - ходили по углям... на руках! Но чаще нестинары, среди которых много женщин, в белых одеждах, держа в руках иконы святых и нередко впадая в транс, босиком танцевали на раскаленных углях. Иногда на огне выплясывали большинство жителей деревни. Через какое-то время они выходили из раскаленного круга. В деревне начиналось массовое пиршество, и танцевавшие женщины почитались как святые. По поверью, танцы приносили общине здоровье и плодородие. С ними связывают и традиции прорицания и ясновидения. Современное чудоВ наши дни танцы босиком на раскаленных углях из древнего обычая превратились в производящий неизгладимое впечатление своеобразный спектакль, устраиваемый в туристических центрах Причерноморья на юго-востоке Болгарии в деревнях Бродилово, Кости и Былгари. Автору этой статьи довелось их увидеть в конце XX века, когда за отдельную оплату нашу туристическую группу привезли на такое представление, где на лужайке уже пылало пламя огромного костра. Затем прогоревший костер огородили толстой веревкой с разноцветными лентами. Вся лужайка оказалась запруженной людьми. К огненному диску метров шесть в диаметре по живому, сразу сомкнувшемуся за ними коридору прошли трое мужчин, одетых в старинные домотканые костюмы, и одна девушка в расшитой узорами рубахе до колен. Один из мужчин встал на угли, неторопливо пересек круг пурпурных огней, вернулся и вразвалку пошел по краю круга. Он равнодушно смотрел на собравшихся вокруг изумленных и возбужденных туристов. Следом за ним на раскаленный диск вступили остальные нестинары. Девушка шла маленькими шажками, подняв руки, словно летела. Музыка играла все быстрее. Тягучая и пронзительная мелодия стала исступленной, беснующейся и выводила из равновесия. Хотелось и самому снять обувь и войти в круг, но это желание гасил нестерпимый жар раскаленных углей. Вскоре представление окончилось, и нестинары вышли из круга. Любопытные туристы с гидом-переводчиком обступили девушку, попросили разрешения осмотреть ее ступни и стали задавать ей вопросы. По словам девушки, когда начинает играть музыка, по углям надо идти быстро-быстро, поджимая пальцы. Кровь как будто уходит из ступней, и они деревенеют, а сама девушка словно летит над красной землей. Оказалось, что девушка со своими земляками дают представление каждый вечер, с мая по ноябрь, так как желающих посмотреть экзотические танцы на огне хоть отбавляй. А кожа на подошвах ее ног была обычной девичьей, нежной, без каких-либо следов. Загадочное явлениеЕсть несколько объяснений хождению по раскаленным углям и камням. Автор книги «Последние тайны Старой Африки» южноафриканский писатель, путешественник и искатель приключений Лоуренс Грин (1900-1972 годы), видевший подобные церемонии, считал: «Никакой анестезии и никакого обмана. Просто ноги выделяют пот, и образующиеся шарики жидкости предохраняют от ожогов». С ним солидарен болгарский профессор Арнаутов: «Явление объяснимо на основе физиологического учения академика И. Павлова о высшей нервной деятельности. Убежденность нестинарки в том, что она не получит ожогов, плюс быстрый танец, когда ноги едва касаются углей, - вот секрет хождения по огню». То есть это «чудо» можно объяснить особым состоянием организма при погружении в транс. А вот академик П. Будников заявляет: «Нет никаких сомнений, что самовнушением нельзя защитить организм человека от ожогов при температуре 500-600 градусов, если он находится в зоне такого нагрева хотя бы 1-2 минуты». Специалисты отмечают, что фиджийцы используют для церемонии базальт, часто встречающийся на тихоокеанских островах вулканического происхождения. Он пористый, хорошо впитывает воду, очень плохо проводит тепло, разогревается неравномерно, и когда одна сторона раскалена добела, другая только теплая. Доктор технических наук А. Савельев утверждает: «...при толщине кожи на подошве 2-4 миллиметра хождение по огню, разумеется кратковременное, вполне возможно». В трудах Академии наук Болгарии описан случай, когда 27 комсомольцев в 1946 году 10 минут ходили по углям, чтобы развеять религиозный дурман. Из них только трое получили тяжелые ожоги ступней, остальные не имели никаких повреждений. По словам доктора технических наук С. Рипса, «в конце XIX века на сталелитейных заводах опытные рабочие иногда на мгновение опускали руку в расплавленную сталь! Интенсивное парообразование на долю секунды предохраняло кожу от ожогов». Нестинары, как и все другие «ходоки по огню», свято хранят свои секреты, и расспрашивать их о природе этого феномена бесполезно. Кандидат медицинских наук Е. Сальников считает: «Сухой и плотный роговой слой подошв - достаточно надежная защита для ног людей, вынужденных обходиться без обуви и даже совершать кратковременные пируэты по раскаленным углям. Нашу кожу можно рассматривать как передний край обороны от враждебной среды, и вполне естественно предположить, что в арсенале ее защитных средств есть и такие, о существовании которых мы ничего не знаем». Валерий КУКАРЕНКО Предыдущая       Статьи       Следущая comments powered by Disqus
|
|