Связь миров
Дорога, которой нет конца Я - царь, Я - червьЯ связь миров, повсюду сущих, Эти строки были написаны русским поэтом Гавриилом Романовичем Державиным в 1784 году. Для него изначально двойственная природа человека была тоже очевидна. Как и Пико делла Мирандола, он понимает, что человек так велик и загадочен, что вмещает все: от самого высокого до самого низкого. Человек сам себя на протяжении всей истории своего существования учит жить. Иногда более успешно, иногда — менее. Но во все времена он жаждал высшей справедливости, любви и добра. Он не мог закрыть глаза на собственное предательство, низость, злобу, жадность до всякого рода удовольствий. И ад, и рай, если не иметь в виду их мистической окраски, это суть отражение земного мира, многократно более прекрасного, если речь идет о рае, и многократно более ужасного, если речь идет об аде. А выбор — за человеком. Мы не ошибемся, если скажем, что учения об аде и рае, как и Тибетская книга мертвых, учили жить живых. Есть простая и прекрасная притча о пророке Илие, о том, как верующий человек спросил у него, что есть рай и ад и какой дорогой жизни идти, чтобы после смерти оказаться в раю. Вместо ответа Илия взял вопрошающего за руку и повел. Они вошли в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, прикрытых лохмотьями и украшенных драгоценными камнями. В центре зала стоял большой котел, наполненный бурлящим супом. От него по всему помещению шел приятный запах, но люди, толпившиеся вокруг котла, выглядели голодными, с ввалившимися щеками и глубоко запавшими глазами. Поражали необычность и размер ложек. Ложка величиной с человека была сделана из железа и лишь на конце имела деревянную ручку. Кипящий, суп сильно нагревал железо, а деревянная ручка была слилшком длинной, тяжелой, и даже самый сильный человек не мог донести столь желанную пищу до своего рта. Самые дерзкие обжигали себе руки и лицо или в жадном усердии выливали суп соседям на плечи. С руганью они набрасывались друг на друга и дрались теми же самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Пророк Илия взял вопрошавшего за руку и сказал: «Это ад!» Они покинули зал и скоро уже не слышали диких криков. После долгих блужданий по мрачным ходам они вошли в другой зал. Здесь сидело много людей. И здесь в центре зала бурлил котел с супом. Каждый из присутствующих держал в руке такую же громадную ложку, какие Илия и его спутник уже видели в аду. Но люди здесь выглядели сытыми, и в зале слышался лишь тихий рокот голосов и шум погружающихся в суп ложек... «Это рай»,— сказал Илия. Не читайте дальше. Попробуйте придумать сами то отличие, которое и сделало рай раем! Притча завершается таким описанием: «Люди объединялись по двое: один погружал ложку и кормил другого. Если для кого-то ложка становилась тяжелой, двое других приходили на помощь, так что каждый мог спокойно есть. Когда один был накормлен, подходила очередь следующего. Вот еще одна мудрая притча — об апостоле Петре и его матери, оказавшейся в аду (так по крайней мере пересказывает ее шведская писательница Сельма Лагерлеф в книге «Сказания о Христе»). Итак, апостол Петр горюет об умершей матери, которая к тому же за «грехи свои» попала в ад. Он просит у Иисуса заступничества, говорит о том, что своей жизнью он все-таки заслужил райское блаженство для матери, что своим служением Господу он, Петр, наверняка искупил грехи матери, «утянувшие» ее душу в ад. Мать святого Петра всю свою жизнь думала только о том, как бы накопить побольше денег, была очень зла и скупа. Но Иисус понимал, что сын не мог не хотеть, чтобы мать все равно попала в рай, даже если в пользу этого нет никаких аргументов, даже если это вопреки справедливости. Иисус говорит Петру, что его матери будет плохо в раю, ибо в раю не в состоянии жить те, кто зол и раздражен. «Разве может быть кому-то плохо в раю?» И тогда Христос повелел ангелу спуститься в ад и вознести мать апостола в рай. Вот как описан ад в этой притче — бесконечно глубокая пропасть, темная мрачная пустыня, каменистые утесы, черные воды: «нигде не было ни деревца, ни куста, ни травинки, все было сурово и мертво кругом... Все огромное дно пропасти было усеяно телами,- плотно прижатыми друг к другу». Некоторые из грешников лежали в черной, как смола воде и даже не старались выбраться из нее. И вот ангел ловким движением поднял в воздух мать Петра и устремился вверх, в рай. Но в ту же минуту несколько грешников успели ухватиться за женщину, спасаемую ангелом, они висели, крепко вцепившись в ее платье, и вместе с ней должны были попасть в рай». И Петр обрадовался, что благодаря его матери от вечных мук спасутся и другие люди. Да вот неожиданность — его мать начала отталкивать незваных спутников. Она не слушала их мольбы и разжимала их руки, один за другим несчастные снова падали в бездну. Раздирающие душу вопли оглашали все пространство. Мать же Петра продолжала свое жестокое дело, не слушая призывов к милосердию, опасаясь, что другие грешники помешают спастись ей самой. Но вот удивительное дело — чем легче становилась ноша ангела, тем тяжелее было поднимать ее райскому гонцу. Как только старухе удалось сбросить последнего спутника, так тут же ангел будто потерял все силы, и сама старуха полетела вниз, возвращаясь в ад. Уж кому не дано быть в раю — тому не дано. И ничья воля или доброе желание не помогут. Человек пожинает только то, что посеял сам... «Законы рая и ада переменчивы. Отправишься ли ты в ад или рай, зависит от самых ничтожных мелочей. Я знаю людей, которые из-за сломанного ключа или плетеной клетки отправлялись в ад, и тех, кто из-за клочка газеты или чашки молока попадал в рай» (Сильвина Окампо). comments powered by Disqus Содержание:
Мёртвый песок жизни
|
|