![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Смерть, зачем ты нам дана?
Смерть без покрывала Праздники... смертиДа, именно так. Вспомним о праздниках, распространенных как у примитивных народов, так и у цивилизованных, праздниках, посвященных памяти об умерших и вообще теме смерти. С ними можно встретиться в любом месте, в любую эпоху. В Древнем Египте, например, отмечалось двадцать семь таких праздников. Потребность в подобном празднике, по мнению ученых, возникает из необходимости подтверждения той ценности, какую в каждой культуре имеет жизнь отдельного человека. В основе таких праздников — устойчивые представления о вечной жизни человека. «Многие верования с доисторических времен приписывают бессмертие по крайней мере некоторой частице человеческого существа, представляемого как сложное целое, заставляют верить в загробную жизнь души, духа или тени»,— отмечает польский ученый Казимеж Жигульский. Отсюда и происхождение многих праздников в виде некоего логического продолжения отношений между миром живых и миром умерших. Отношения эти могут быть самыми разными, но в любом случае праздники это еще и способ преодоления страха перед смертью. Смерти нет, а есть переселение в другие, невидимые миры. Праздники «усопших» подчеркивают именно эту идею, которая во все века сильно влияла и продолжает влиять на всю культурную жизнь людей. Праздник памяти умерших, например, у эскимосов включает обряд «прихода» предков (родственников, мифических и исторических персонажей) к живым. Цель прихода — через «обмен подарками» показать единство мира, который лишь условно делится на живых и умерших. Сравните с праздником древних римлян: 21 февраля они украшали могилы и приносили жертвы, ибо верили, что в этот день умершие имеют право покидать место, где постоянно пребывают. Очевидно, что в той или иной форме «контакты с предками» сохраняются у всех народов. Другое дело, что в организованных религиозных культурах, в системах, опирающихся на сословие священников и теологическую мысль, на устоявшиеся предписания и собственный календарь, праздник, посвященный памяти умерших, получает свое место, дату и соответствующую литургии особую интерпретацию, согласующуюся с церковной доктриной. Дни особого поминовения усопших Православная Церковь называет «родительскими субботами». Их несколько, в том числе «Суббота мясопустная» — перед неделей масленицы, «радоница» — вторник, следующий после Пасхальной недели, «Суббота Троицкая» — перед Троицей, «Суббота Дмитриевская» — перед праздником Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) и другие. Многие неверующие люди также знают и помнят об этих днях — благодарность живых ушедшим из жизни присуща любому порядочному человеку. Но удивляет современная традиция отправляться на кладбище в день Святого Христова Воскресения. Обычай этот совсем недавний и к церковному календарю не имеющий никакого отношения. Говорит он скорее не о почитании умерших, а о негласном соревновании — кто больше принесет бумажных венков, корзин с безобразными пластмассовыми цветами и прочим безвкусным убожеством. Согласитесь, когда мы несем на могилу пластмассу, мы думаем не об умершем, ему достаточно и одного живого цветка, а об окружающих: «Как бы что не сказали, не осудили». Живой цветок быстро завянет, и никто не увидит, что мы «как все». А дикие и странные «мертвые» цветы стоят долго, их увидят и через месяц, и через полгода. Так для кого мы сегодня почитаем умерших — для соседей или ради них самих? Обычай класть живые цветы умершему не просто трогателен, но и очень красив по смыслу: он напоминает о бренности всего живого, о краткости существования. Но и о продолжающейся жизни тоже. comments powered by Disqus Содержание:
Мёртвый песок жизни
|
|