![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Смерть, зачем ты нам дана?
Смерть без покрывала Где нет ни холода, ни страха«Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер последний в году — канун Нового года...» Так начинается рассказ Ганса Христиана Андерсена «Девочка со спичками». Давайте вспомним эту трогательную и одновременно печальную историю о том, как в «темную пору по улицам брела маленькая девочка с непокрытой головой и босая... В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, а одну пачку она держала в руке». Чтобы не замерзнуть, девочка пытается согреться спичками. Она зажигает первую, вторую, третью спичку: одно видение сменяет другое и растворяется без следа. Огонь в большой железной печи уступает место чудесному столу с новогодними яствами, а тот, в-свою очередь, роскошной рождественской елке... Но гаснут спички, и «перед бедняжкой снова встает непроницаемая, холодная, сырая стена». «Кто-то умер»,— подумала девочка, увидев падающую звезду и вспомнив о своей недавно умершей бабушке, которая одна во всем мире любила ее и которая не раз гoворила ей: «Когда падает звездочка, чья-то душа отлетает к Богу». Девочка снова чиркнула спичкой и увидела... свою старенькую бабушку, «такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую». «Бабушка,— воскликнула девочка,— возьми, возьми меня к ceбe!»... «И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха,— они вознеслись к Богу». Обратите внимание на это ощущение радости и света. Умный и добрый сказочник рассказывает о смерти, озаренной, как это ни странно, удивительной радостью и любовью. Другой поворот сюжета не менее многозначителен - умершие приходят за живыми, как бы символизируя конец их земной жизни. Приход бабушки за внучкой описан Андерсеном в полном соответствии с традиционными народными представлениями: душа девочки отправляется в «высший мир», именно там царят свет и любовь, там нет привычных ощущений голода, холода, страха. Будучи христианином, Андерсен, скорее всего, верил, что смерть — это освобождение от физического тела того, что называют «душа человека», и поэтому смерть — это приобщение души к божественному миру, а это не может не быть радостью и счастьем. Для большинства из нас это, вероятно, непривычное представление о смерти. Нетрудно убедиться, что сам разговор о смерти открывает немало принципиальных человеческих проблем, без осмысления которых невозможно этическое самоопределение человека. Да и сама смерть, если рассматривать ее в контексте мировой культуры и науки, оказывается не таким уж однозначным феноменом. Над вопросом о смысле смерти уже не первое тысячелетие бьются лучшие умы человечества. Тысячи философских трактатов и научных монографий... Пришел и наш с вами черед присоединиться к мудрецам мира. comments powered by Disqus Содержание:
Мёртвый песок жизни
|
|