Интересные сайты:



Исскуство умирать

Людей теряют только раз
Умирание становится одиноким
В круге равнодушия
Счастливая смерть
Хроники обьявленой смерти. История первая
Последняя пристань умирающего
Хроники обьявленой смерти. История вторая
История продолжается. Боль
История продолжается. Отец
История продолжается. Другие
Хроники обьявленой смерти. История заканчивается
Нужно ли помогать истории закончиться?
Хоспис. Последнее желание умирающего
Хоспис. Особое место для умирающих
Последняя болезнь. Проблемы умирания
Праздник... умирания?
В последние минуты
Чему учили книги мёртвых?
Вслед за Богами... Египетская книга мёртвых
Я отрину страх и ужас... Тибетская книга мёртвых
Мудрость жизни через опыт смерти
Я и смерть
Не о смерти, а о жизни

Вслед за Богами... Египетская книга мёртвых

Древнеегипетские предания о потустороннем мире известны с III века до н.э. Поначалу тексты о путешествии фараонов в глубинах подземного царства в барке ночного Солнца можно было обнаружить лишь в их гробницах. Но к середине второго тысячелетия до н. э. Taкое тексты стали находить и в захоронениях простых смертных.

Все, о чем рассказывает Книга мертвых, всегда было тщательно оберегаемым, закрытым от непосвященных знанием. Доступ к этим знаниям получали лишь те, кто был посвящен во время мистерий — проходя через обряд символической смерти и вторичного рождения. Вот как пишет об этом в «Метаморфозах» римский писатель Луций Апулей (ок.125 — ок.180), прошедший через мистерии, посвященные древнегреческой богине плодородия, воды, ветра, волшебства, охранительнице умерших Изиде (Исиде): «Достиг я рубежей смерти, переступил порог Прозерпины и вспять вернулся, пройдя через все стихии, в полночь видел я солнце в сияющем блеске, предстал перед богами подземными и небесными вблизи и поклонился им».

Египетская Книга мертвых это очень сложное произведение, состоящее из более чем ста глав, написанных на папирусе. Составляющие ее фрагменты, вероятно, долгое время передавались «из уст в уста», прежде чем были записаны иероглифами и иллюстрациями в период пятой династии Пирамид. Книга много раз переписывалась, существует множество более поздних версий, но все они сохраняют основную фабулу: душа человека (ка) проходит через подземный мир (дуат), через воскрешение в поиске либо освобождения, либо перерождения. В центре повествования — идея преображения: каждый человек не является тем, чем он может и должен быть, главная задача его жизни состоит в том, чтобы трансформировать божественную искру души в великий огонь освобождения от иллюзий материального мира. Книгу, которая представляет собой серию обращений к ка мертвого фараона, можно прочитать и как своеобразный сборник инструкций для души умершего, где описываются действия, необходимые для обретения вечной жизни.

Проникновение в тайны ночного движения Солнца давало возможность понять устройство мира, тайну всего сущего в нем. Мы не можем утверждать, что широкое распространение Книги мертвых было продиктовано стремлением открыть знания, прежде не доступные большинству людей. Скорее это было продиктовано желанием, раскрыв часть тайн, научить человека уходить из жизни и ориентироваться в сложнейшем лабиринте того неведомого царства, где в свое время окажется каждый.

Египетская Книга учила узнаванию тех, кто встретится на пути, описывала устройство и особенности тех мест, куда попадает душа после смерти, предупреждала об опасностях, рассказывая о потенциальных кознях врагов, желающих погибели души, — иначе говоря, книга учила правильному поведению в реально-ирреальном пространстве.

До нас дошло несколько произведений эпохи Нового царства, которые называют «Книга мертвых». Каждое из них делится на двенадцать частей, которые соответствуют определенному часу ночи. Это двенадцать ступеней посвящения. Текст неразрывно связан с символическими изображениями и сложными символами. Бабуины, сопровождающие бога Тота, олицетворяют мудрость, бог Анубис — тленность физического тела, жук-скарабей, катящий свой навозный шар,— движение Солнца. Физические трансформации жизненного цикла скарабея, к примеру, служат метафорами духовного преображения человека, после смерти обретающего... бессмертие. Змея древних — принцип времени. Водяная змея указывает на погружение души в сферу бессознательных потоков, а переплетенные змеи символизируют лунные циклы.

Тексты эти невероятно трудно прочесть современному человеку. Они требуют множества знаний. Наиболее доступной считается Книга Амдуат. -Это сборник молитв, песнопений, магических заклинаний, мифов, связанных со смертью и последующим существованием. Погребальные тексты, известные как «Появление в Свете», иногда еще называют «Выход в день».

Тексты Книги отражают две религиозные традиции — культ солнечного бога Амона — Ра и культ бога Озириса. Часть текстов посвящена роли бога Солнца. Приведены магические формулы, которые должны помочь умирающему ступить на борт солнечной лодки и сопровождать Солнце в его ежедневном путешествии. Это и есть самая завидная, блаженная доля для каждого смертного. Другая часть текстов отражает традиции древних погребальных обрядов культа Озириса.

Легенда гласит, что Озирис был убит своим братом Сетом и воскрешен сестрами Изидой и Нефтидой. Вернувшись к жизни, он становится правителем Царства мертвых. Смысл ритуала состоял в отождествлении умершего с Озирисом, что должно было гарантировать воскрешение к новой жизни.

Солнечный бог Амон — Ра днем пересекает небо в солнечной барке. Но затем наступает ночь. И вот здесь начинается сложная последовательность событий. Область ночного путешествия — страна душ — дует. Это страна тьмы и мрака, где и бога, и его свиту, их спутников опасности подстерегают на каждом шагу. Дует разделен на двенадцать областей, соответствующих числу ночных часов. В каждую ведут ворота, которые охраняют три божества, и каждая полна собственных, непохожих на другие опасностей. Здесь и oгненные пространства, и ужасные фантастические существа, и главный враг — гигантский змей Апоп. Это воплощение Сета, пытающегося проглотить солнечный диск.

Царство Озириса располагалось в области, называемой «Тростниковые поля». Попасть туда можно было лишь после суда в зале Маат, или Двух Истин. Бог Анубис взвешивал душу, бог Тот записывал приговор, если душа была осуждена, то ее поджидало чудовище, напоминавшее крокодила, бегемота и льва одновременно.

Самой счастливой перспективой загробной жизни для почитателей Амона — Ра было сопровождать бога Солнца в его пути. Последователей Озириса ждала другая участь — солнечная лодка доставляла их в «Тростниковые поля». Правда, это считалось возможным лишь для тех, кто избежал страшного приговора.

Солнечная барка движется по запредельному царству, где привычные представления о логике, времени и пространстве утрачивают всякий смысл. Здесь власть принадлежит вечности. А у нее своя логика, свои законы. И если человека научить, если ему объяснить эти законы, то в конце пути его ждет великая радость — он возродится как Солнце, вместе с Солнцем.

Египетская Книга мертвых сложна для любого взявшего ее в руки, и не только потому, что для современного человека это достаточно отвлеченная мифология, далеко не все поддается в ней точной расшифровке, многое остается утаенным, что вообще свойственно эзотерическим сокровенным учениям и связанным с ними текстам. Однако интерес к ней в последнее время очевиден, и не только со стороны ученых, но и со стороны обычных читателей. Это продиктовано вниманием к самой «науке умирать», к проблеме смерти, стремлением узнать как можно больше о традициях мировых культур, во многом разобраться, чтобы понять, как жить дальше.

«Жизнь — это подготовка к смерти»,— говорил Платон. Значит ли это, что наша смерть зависит от нашей жизни? Обратимся за ответом к другой, быть может, более понятной, но не менее сложной и таинственной книге.

Предыдущая      Статьи       Следущая




comments powered by Disqus



Содержание:

Мёртвый песок жизни
Свет в конце тоннеля
Смерть - это рождение, рождение - это смерть
Колесо жизни и смерти
Связь миров
Смерть, зачем ты нам дана?
Исскуство умирать
В присутствии смерти











Дружественные сайты: