![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Исскуство умирать
Людей теряют только раз Людей теряют только разПронзительная интонация стихотворения Геннадия Шпаликова, известного киносценариста и поэта, столь очевидна, что не поддается рациональному анализу: Людей теряют только раз Здесь все — мудрость и печаль человека о каждом, уходящем, запоздалое раскаяние и констатация необратимости разлуки. Сам поэт один из тех, кого называют классическими «шестидесятниками», поверив хрущевской оттепели, не вынес последовавшей затем «ледяной стужи» и ушел из жизни трагически... 0 ценности и значимости человеческой жизни говорят много и охотно. Современная цивилизация многое сделала, чтобы продлить жизнь человека, чтобы защитить его права. Но рядом с достижениями, увы, соседствуют немалые утраты. Признание необычайной важности процесса умирания . как неотъемлемой части человеческого бытия присуще всем культурам прошедших времен. Хотя вера в загробную жизнь и является частью религиозной традиции, для человека западной культуры она давно утратила принципиальный смысл и значение. Может быть, именно поэтому Запад столь бурно отреагировал на книги Моуди и последовавшие затем активные попытки отдельных исследователей познать «ту сторону» земной жизни. Взрыв внимания к восточным культурам, где авторитет религиозных и философских учений по-прежнему велик, очевиден для любого наблюдателя. Мы постепенно осознаем ту степень дегуманизации и отчуждения в отношении к смерти и умиранию, которую мы достигли благодаря безоговорочному следованию путем пресловутого технического прогресса. Верим мы или не верим мы в загробную жизнь, ясно, что тысячелетний опыт множества народов не может быть ошибочным: фаза умирания — часть жизни, очень важная и для верующего, и для атеиста. Но современная культура предпочитает эту фазу не замечать. Умирающий человек остается один, без необходимой помощи в столь сложный момент жизни. Доиндустриальная эпоха вооружала человека религиозными и философскими представлениями, приближение смерти он встречал в кругу семьи, близких людей, а те, в свою очередь, готовы были оказать ему всяческую поддержку. На последних стадиях умирания он получал конкретное духовное руководство. Современный человек выглядит беспомощным перед лицом смерти, он к ней не подготовлен. Материалистическая наука серьезно дискредитировала религию с ее учением о загробной жизни. Да и сама религия сегодня в значительной степени реализуется лишь во внешних ритуальных проявлениях. Верующий ходит в церковь, совершает обряды, соблюдает определенные правила, но не более того. Он такой же носитель прагматической философии. Так же как материалист-атеист, такой человек воспринимает смерть как поражение, а не как естественную часть жизненного цикла. Неизлечимо больной человек и те, кто его окружает, считают себя проигравшими битву с жизнью. В этом им нередко помогают современные врачи, которым привычнее полностью полагаться на аппаратуру, лекарства и прочие достижения медицины. В отношении к умирающему действует лишь один принцип: во что бы то ни стало победить смерть или насколько возможно отодвинуть ее приход. На первый взгляд — прекрасное стремление! Но в этой механической борьбе за продление жизни, к сожалению, очень мало внимания уделяется тому, как пациент проводит последние дни и часы, что чувствует, что переживает, чего хочет сам и каковы его потребности. Умирающие люди становятся не нужны семье. Их отправляют в больницы. Даже тогда, когда в этом нет прямой необходимости. А там человеческое общение заменено техническими приспособлениями. Безрадостным был вывод специалистов, занявшихся этой проблемой: ни семья, не знающая что и как делать, ни современная религия, ни социальные структуры, ни медицина не могут предложить средства, облегчающие душевные страдания умирающего. Еще печальнее положение тех, кто умирает в российских больницах. Лекарств не хватает, техники нет, а главное — нет человеческого отношения к уходящему... Западные исследователи считают, что в последние десятилетия произошли некоторые изменения в области знаний о смерти и в отношении к ней. Особенно велики в этой области заслуги американского психиатра Элизабет Кюблер-Росс. Своей книгой «О смерти и умирании» она, казалось, сделала невозможное: пробудила позитивный интерес западного общества к опыту, связанному со смертью и умиранием. comments powered by Disqus Содержание:
Мёртвый песок жизни
|
|