Интересные сайты:



В присутствии смерти

Между жизнью и смертью
Маска смерти
«Оно» похоже на смерть
Земного здесь пропал и звук
Преодоление смерти
Человек и чума. Триумф смерти
У общей смертной ямы
Коса смерти и закон вечной жизни

«Оно» похоже на смерть

Эдгар По предполагает, что здесь, на Земле, есть определенное состояние человеческого сознания, позволяющее предвосхитить хоть в малой мере наши посмертные ощущения.

Это состояние сегодня называют гипнозом, а во времена По употребляли другой термин — «месмеризм». По имени австрийского врача Фридриха Антона Месмера (1734 — 1815), получившего сенсационную известность, благодаря своим опытам лечения болезней при помощи «животного магнетизма», в основе которого лежало гипнотическое внушение.

По — не ученый, он предлагает свою версию месмерического состояния, для писателя и философа это еще и удобный способ продолжить собственные размышления. С его точки зрения, это такое «патологическое состояние, необычность которого в том, что оно по своим признакам очень близко напоминает смерть, или, во всяком случае, напоминает скорее ее, чем какое-либо другое известное нам естественное состояние человека: когда человек находится в подобном состоянии, органы чувств почти теряют восприимчивость, но зато по каналам пока неизвестным он воспринимает с исключительной чуткостью явления, обычным органам чувств недоступные, более того, уму его чудодейственно сообщаются высота и озаренность».

Рассказы «Месмерическое откровение», «Повесть Крутых гop», «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром» откровенно фантастичны, хотя еще современники писателя прочитывали их как документальные отчеты о подлинных научных экспериментах, настолько автор был убедителен в изложении собственного понимания смерти, вернее, отсутствия ее для человеческой личности.

Мы можем только еще раз констатировать удивительное предвидение Эдгара По. Сегодня, как нам уже известно, доктор С. Гроф разработал и успешно использует психоделические и дыхательные техники, позволяющие пережить мнимую смерть, и его пациенты в результате этих опытов пишут отчеты о потустороннем мире, о ярких и образных видениях «ада и рая».

Любимая метафора Э. По — превращение гусеницы в бабочку. Как гусеница превращается в бабочку, точно так же каждый человек «умрет» и обретет свое совершенное и законченное воплощение, но знать этого ни гусеница, ни человек не могут.

Гусенице недоступно ощущение полета, свободного порхания в воздухе. Они исключены из ее опыта, и он не в силах даже представить, что это такое. Бабочка живет в иной системе представлений и ощущений, при этом она может хранить память о своем прежнем, «гусеничном», существовании. Человек в своей земной жизни — гусеница, в посмертной — бабочка.

Такова модель Эдгара По, пытающегося соединить в философских исследованиях и поэтические видения, и научное знание и отдающего в конце концов предпочтение собственной интуиции.

Человек, по Эдгару По, не имеет возможности судить о неземном существовании, ибо оно недоступно его сознанию и непереводимо на язык представлений и ощущений. И здесь мы можем вспомнить исследования Моуди и воспоминания, которыми делятся его пациенты.

А вот как описывает собственное «посмертное состоянием герой рассказа Эдгара По «Повесть Крутых гор»:

«В течение нескольких минут моим единственным ощущением, моим единственным чувством была бездонная темнота, растворение в ничто и осознание себя мертвым. Затем мою душу как бы потряс внезапный, словно электрический удар. И он принес с собой ощущение упругости и света, но свет этот я не видел, а только чувствовал. В одно мгновение я, казалось, воспарил над землей. Но я не обладал никакой телесной, видимой, слышимой или осязаемой сущностью... Внизу подо мной лежал мой труп — из виска торчала стрела, голова сильно распухла и приобрела ужасный вид. Но все это я чувствовал, а не видел... Воля моя исчезла без следа, но что-то побуждало меня двигаться, и я легко полетел прочь из города...»

То, что воссоздавалось в рассказе писателя благодаря его интуиции, сегодня — исследовательская практика.

Гипнотический сон, утверждает По, есть одновременно и особое состояние живого сознания и феномен «потустороннего бытия души». Писатель чувствовал явную узость и недостаточность обычных, банальных представлений о жизни и о смерти и ту неоднозначность и сложность, над которыми ломают головы современные ученые.

Описания месмерического состояния позволяют По собрать воедино свои размышления о жизни и о смерти, о земном и неземном, о гусенице и о бабочке.

Мистер Вэнкерк, герой «Месмерического откровения», погрузившись в некий транс, продолжает общаться с миром людей, рассказывая «всю правду» об устройстве мира:

«Есть два вида телесности: зачаточная и полная, соответствующие состояниям гусеницы и бабочки. То, что мы называем словом «смерть»,— всего лишь мучительное преображение. Наше нынешнее воплощение преходяще, предварительно, временно. А грядущее — совершенно, законченно, нетленно. Грядущая жизнь и есть осуществление предначертанного нам... Конечная наша телесность недоступна нашим рудиментарным чувствам, и мы способны ощущать лишь оболочку (т. е. физическое тело), которая спадает, что-бы истлеть, освободив скрытую форму, но и эта сокровенная форма (т. е. душа), и оболочка равно доступны восприятию тех, кто уже достиг конечного бытия». Далее в рассказе следует детальное описание материальности Божественного мира, размышления о подлинной жизни духа и души.

Бэнкерк умирает во время сеанса «с просветленной улыбкой, озарившей все лицо».

Неужели и вправду усыпленный мной со своими последними рассуждениями обращался ко мне уже из мира теней?» — восклицает врач, якобы и записавший эту «исповедь с того света».

Предыдущая      Статьи       Следущая




comments powered by Disqus



Содержание:

Мёртвый песок жизни
Свет в конце тоннеля
Смерть - это рождение, рождение - это смерть
Колесо жизни и смерти
Связь миров
Смерть, зачем ты нам дана?
Исскуство умирать
В присутствии смерти











Дружественные сайты: