Зловещие экспериментыАзарт исследователей не знает границ. И, к сожалению, очень часто желание во что бы то ни стало доказать свою теорию приводит ученого к тому, что он пересекает те границы, которые пересекать нельзя. Испугаться Санта-КлаусаЗнаменитый американский психолог Джон Бродес Уотсон любил детей так же, как академик Павлов любил своих подопытных собак, и относился к ним соответственно. В 1920 году Уотсон решил проверить следующую свою гипотезу: можно ли заставить ребенка бояться совсем не страшных вещей, используя громкий звук? Подопытным стал годовалый сын одной из сотрудниц клиники, где работал психолог. Самое интересное, что ее даже не спросили, желает ли она, чтобы ее сын участвовал в сомнительном эксперименте. Ребенка просто забирали из детской комнаты при клинике в лабораторию, пока его мама была занята своей работой. Эксперимент проводился очень просто. Ребенку давали играть с куклами, кроликами и крысами, ждали, пока он к ним привыкнет и полюбит, а потом отучали его от них. Отучали следующим образом: как только ребенок тянулся к своей любимой крысе, ассистент бил молотком по железной балке так, что ребенок вздрагивал и шарахался. Через некоторое время подопытный начинал бояться крысы, которую сначала так полюбил. Таким образом, Джону Бродесу Уотсону удалось исключительно с помощью звукового воздействия заставить ребенка бояться пушистых кроликов, белых крыс и даже Санта-Клауса (в костюм Санты наряжался сам психолог). Джон Бродес Уотсон на основе этих своих опытов написал множество статей и монографий и еще больше прославился. Но через полвека после его смерти выяснилось, что тот ребенок, над которым производились опыты и наблюдения, писались статьи и монографии, тот самый ребенок, умерший в шестилетнем возрасте, был олигофреном. То есть все исследования знаменитого психолога не стоят выеденного яйца. Мой «фюрер»Следующий наш герой не был всемирно известным психологом. В 1967 году Рон Джонс был самым обыкновенным школьным учителем, но его опыт сделал его знаменитым, и чуть было не привел к созданию в США партии нацистов. Все началось с вопроса ученика учителю: каким образом в Германии зародился нацизм? Почему немцы, на чьих глазах сжигали людей в концлагерях, продолжали аплодировать своему фюреру? - Очень просто - сказал Рон Джонс. - сейчас я вам это покажу. Итак, с сегодняшнего дня вы все участвуете в игре «Третья волна». Наш девиз: «Сила через дисциплину. Сила через действие» (что напоминало нацистский лозунг: «Сила через радость»). Теперь в класс ходим строем. На вопросы отвечаем коротко и сжато. На переменах рассказываем другим школьникам о нашей программе, приветствуем «товарищей по партии» особым жестом (тоже напоминающим нацистский). О тех, кто не соблюдает наши правила, докладываем лично мне. (Кстати, «докладчиков» нашлось очень много.) Процесс пошел. Уже через день почти все школьники приветствовали друг друга взмахом руки. Тех, кто выступал против участия в игре, тайком избивали. Дети самостоятельно наладили изготовление членских билетов, а некоторые даже предлагали ввести полувоенную форму. Учитель же продолжал фантазировать. Он рассказывал ученикам, что «Третья волна» - это государственный эксперимент, что подобные ячейки создаются по всей стране, что это патриотично и прочее. Еще через три дня полунацистским жестом «Третьей волны» приветствовал учителей директор школы. Родители смотрели на все это сквозь пальцы и даже с одобрением - наконец-то ребенок приучился к дисциплине. Только отец одного из учеников, бывший в свое время в Германии и видевший своими глазами, с чего там все начиналось, пришел в ярость и даже явился в школу с намерением изувечить новоявленного «фюрера». Вследствие визита разгневанного папаши, или же потому, что учитель сам почувствовал, что игра зашла слишком далеко, эксперимент был прекращен. Рон Джонс собрал всех участников «Третьей волны» и объяснил им, что с их помощью смоделировал ситуацию, которая ни в коем случае не должна повториться. - Теперь вы поняли, дети, как все происходило в нацистской Германии? Замечательно. А я, пожалуй, напишу о нашем с вами опыте статью или даже книгу. Когда информация о проведенном эксперименте и его последствиях дошла до властей штата, те пришли в ужас и категорически запретили учителю публиковать результаты эксперимента. Он согласился и написал о своем недолгом пребывании на посту «фюрера» только через десять лет. Зло есть в каждомЭксперимент, проведенный в 1963 году американским профессором Стэнли Милгрэмом, был гораздо более жестоким. Его результаты должны были ответить на вопрос: почему в той же нацистской Германии обычные люди становились надсмотрщиками в концлагерях и даже палачами? Милгрэм считал, что зло есть почти в каждом, чтобы выпустить его на волю, многие легко подчиняются воле авторитета, и доказал это очень жестоким способом. Он брал человека со стороны и говорил ему, что тот будет участвовать в опыте по улучшению человеческой памяти через боль. Что все законно и что второй подопытный участвует в эксперименте совершено добровольно. Это было обязательно, так как второй подопытный подключался к электрошоку. Первый задавал второму вопросы и если тот отвечал неправильно, нажимал на кнопку, после чего второй получал удар током. Первый сидел в отдельной комнате и не видел второго, но слышал его ответы или крики при ударе током. Перед первым были только кнопка, микрофон и список вопросов. И еще он твердо знал, что с каждым нажатием кнопки напряжение увеличивается на 15 вольт. Экспериментатор стоял за спиной первого и подбадривал: «Давай, давай, все законно и добровольно». И многие, несмотря на страшные крики подопытных, доводили напряжение до 300 и даже до 450 вольт просто потому, что это было разрешено. Только некоторые отказывались, либо притворялись, что нажимают на кнопку. Разумеется, никакого электричества не было, а за стеной в качестве второго подопытного сидел актер. Но эксперимент прекрасно доказал, что зло есть почти в каждом из нас и оно только ждет, чтобы его выпустили на свободу. Вызовите доктора!Опыт, наглядно демонстрирующий вред преклонения перед авторитетами, провел в 1966 году психолог Чарльз Хофлинг. Посетив несколько больниц, он тайком подложил в хранилище лекарств пузырьки с надписью «Астротен» с указанной максимальной дозировкой - 10 миллиграммов. Разумеется, такого лекарства не существовало, а в пузырьках был безобидный физраствор. После чего Хофлинг звонил медсестрам, представлялся врачом и требовал, чтобы те ввели 20 миллиграммов «Астротена» пациенту, лежавшему в такой-то палате. Пациентов Хофлинг тоже выбрал заранее, но ничего им не сказал. Из 22 медсестер 21 беспрекословно последовала приказу незнакомого ей врача и ввела больным двойную дозу неизвестного лекарства. Только одна, предварительно проверив список разрешенных препаратов и не найдя там «Астротена», отказалась делать инъекцию. Три ХристаАмериканский психолог Милтон Рокич в 1964 году провел остроумный, оригинальный, но бессердечный эксперимент, который доказал только одно - подобные опыты проводить не стоит. Рокич имел дело с сумасшедшими и решил проверить, смогут ли они при определенных условиях вылечить друг друга? Он взял трех человек, вообразивших себя Спасителями, и посадил их в одну палату. Психолог надеялся, что наличие сразу трех Спасителей убедит каждого из них, что они вовсе не Иисусы. Однако эксперимент провалился. Больные сутки напролет доказывали друг другу свое божественное происхождение, доходило даже до рукоприкладства. А потом жаловались врачу, как трудно жить истинному Сыну Господа среди сумасшедших. По результатам эксперимента Рокич написал книгу «Три Христа из Ипсиланти» (Ипсиланти - название больницы, где проходил опыт). В книге он озвучил то главное, что понял для себя: если не являешься Богом, подобные эксперименты проводить нельзя. Игорь НИКИТИН comments powered by Disqus
|
|