Интересные сайты:



Свет в конце тоннеля:

Точка отсчёта
Я видел сквозь стену
Монологи о смерти
Модель предсмертного состояния
Тело - это... не весь человек?
Один на один с совестью
Всё своё - ношу с собой?
Исследования продолжаются...
Ожившие мертвецы спасают мир: предсмертный опыт меняет сознание людей
Есть что то большее в жизни
Судьба планеты и "сто обезьян"
Жизнь или смерть? В чём разница и есть ли она...
Жизнь и смерть: где проходит граница?
Живой... труп
Способы определения смерти
Границы клинической смерти
Стадии умирания и страх смерти
Смерть имеет ясную задачу
Ошибка Ромео

Живой труп

...Середина XVII века, Испания. Пред судом инквизиции предстал знаменитый в ту пору врач Андреас Везалий (1514 — 1564). Он вскрывал тело дворянина — и вдруг... «труп» ожил. Повреждения оказались незначительными, и вскоре дворянин уже был здоров, а Везалий приговорен к смерти, правда, затем помилован (впоследствии погиб при кораблекрушении).

Вот только некоторые отрывки из хроник:

«Славный анатомик Весалий вскрывал одну женщину, страдавшую истерическою болезнью, которую он почитал мертвою, и лишь коснулся сердца, как начало оно биться. При том удостоверяют, что якобы она показала знаки жизни через движение и крик. Раскаяние о сем преждевременном вскрытии повергло скоро сего знаменитого мужа в гроб».

Но все-таки более документальным является другое свидетельство:

«Славный врач и анатомик Весалий хотел вскрывать одного умершего испанского дворянина. Но лишь только начал разрезать грудные мышцы, как он вдруг ожил. Сие случилось с ним не просто только как с практическим врачом, но купно же анатомиком, который для учинения полезных наблюдений, как естествоиспытатель, вскрывал многие мертвые тела, но в сем случае обманулся, поскольку живого человека почитал мертвым».

...Немецкий врач ХVIII века Г. Брюгье опубликовал описание семи случаев, когда при вскрытии мертвых тел были заметны некоторые признаки жизни.

...Один из служителей Ватикана при папе Пие IX был признан умершим. Но один из врачей, более осторожный, чем другие, догадался поднести к его глазам свечу. «Труп» резко отдернулся и, как говорят, прожил еще достаточно долго, но на носу носил ожог.

Другой не менее «странный» эпизод хранит русская летопись.

...Князь Дмитрий Красный почувствовал приближение смерти и ночью «испустил последнее дыхание». Тело приготовили к погребению, но тут... Покойник неожиданно сбросил с себя покрывало и очень громко «возопил» слова из Нового Завета: «Петр же позна его, яко Господь есть». Затем Дмитрий запел церковнуюпеснь. «С воскресенья до среды был он жив, пел священные песни, читал наизусть Святое Писание, не понимая, однако, что ему говорили, но узнавал людей... В среду умолк он снова, а в четверг этот странный мертвец скончался окончательно».

...Двенадцать часов оплакивали умершего. А еще через четыре часа, согласно закону, тело полагалось предать земле. И вдруг «покойник» встал, отругал слуг за сквозняк, который его беспокоил и... прожил еще тридцать лет. Это был великий поэт и гуманист европейского Возрождения Франческо Петрарка.

История знает и более анекдотические случаи. ...Преподобный Шварц был одним из первых христианских миссионеров на Востоке. Смерть настигла его в Дели. Пришедшие проститься с телом прихожане, решив отдать, последний долг святому отцу, стали петь гимн, которому тот их научил. И вдруг из гроба... послышалось величественное и торжественное пение. Это Шварц, мнимый покойник, очнулся от звуков любимого гимна и присоединился к поющим.

...Греция. Остров Лесбос. Два дня в храме в полном облачении лежал умерший епископ Никифорос Гликос. Неожиданно он встал, уселся на митрополичий трон и стал всматриваться в людей, пришедших проститься с «покойным». Повернувшись к потрясенному клирику, он повелел узнать, зачем эти люди пришли в церковь.

Происходило оживление «мертвых» и в более древние времена. Сообщение об этом можно найти и в «Диалогах» Платона, и в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха, и в «Естественной истории» Плиния Старшего, и в Библии.

«И вошел Елисей в дом, и, вот, ребенок умерший лежит на постели его. И вошел, и запер дверь за собой, и помолился Господу. И поднялся, и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся над нем, и согрелось тело ребенка. И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл глаза свои. И позвал он Гнезия, и сказал, позови эту Сонамитянку. И тот позвал ее. Она пришла к нему, и он сказал: возьми сына своего» (4 кн. Царств. 4, 32— 37). Время действий — почти 30 веков назад. Герой — пророк Елисей (850 — 800), ученик пророка Илии (Ильи).

Очень много свидетельств об оживлении якобы умерших, но потом оживших людей мы встречаем у античных авторов. Знаменитый Эскулап, согласно легендам, умел приводить в чувство считавшихся умершими людей. Асклепиад, когда встречался с похоронной процессией, всегда кричал вслед: «Тот, кого вы земле предать хотите, еще жив!»

Демокрит также приводит в пример одну девушку, которую преждевременно сочли умершею.

Австралийские аборигены уверены, что колдун может вернуть умершего к жизни, но только на три дня.

Из воспоминаний о греческом философе Аполлонии Тианском (I век н.э.): «Аполлоний... коснулся покойницы, что-то потихоньку ей шепнул — и девица тут же пробудилась от мнимой смерти и собственным голосом заговорила, и вернулась в отеческий дом».

Наконец, легенды, связанные с деяниями Иисуса Христа,— воскрешение Лазаря, воскрешение дочери Иаира, воскрешение сына вдовы Наинской.

«...Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано платком» (Иоанн. 11,: 43 — 44).

«Во всей жизни Христа не было более важного события, чем воскрешение Лазаря» (русский философ Н. Ф. Федоров). Известно, что, когда Иисус пришел, Лазарь был в гробнице уже четыре дня: «Господи! Уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе». А если вы спросите любого современного врача, то он вам обязательно скажет: если с момента наступления смерти прошло четыре дня, в организме человека происходят необратимые процессы. Другими словами, по всем параметрам здесь идет речь о достоверной, действительной смерти человека. Как тут не согласиться с одним из российских журналистов: «Если поверить в то, что воскрешение Лазаря — факт исторический, это может полностью перевернуть в человеке все представления о жизни и смерти».

Одной из самых древних историй подобного рода можно назвать историю Эра, сына Армения, из Панфилии, греческого солдата, убитого во время сражения. Эту историю рассказал Платон в своей бессмертной «Республике». Когда через десять дней стали подбирать тела, «его нашли еще целым, привезли домой, и когда на двенадцатый день приступили к погребению, то, лежа на костре, он вдруг ожил».

«Эр рассказывает, что, когда его душа вылетела из тела, он присоединился к другим душам: там были тропинки, ведущие от земли в царство будущей жизни. Здесь Эр и другие души были остановлены и судимы каким-то священными существами, которые могли сразу видеть все, что душа совершила за время своего земного существования. Эра, однако, не судили. Другие души сказали ему, что он должен идти обратно в людям, чтобы сообщить им, каков потусторонний мир. Эр был послан назад, но он сказал, что не знает, как вернуться в свое тело. Он просто проснулся на погребальном костре».

«В эти дни великое чудо, подобное тем, что происходили в давние времена, совершалось в Британии... Человек, который уже умер, вернулся в телесную жизнь. Он заболел. Ему становилось все хуже, пока не наступил кризис, и однажды ночью он умер. Но на рассвете он вернулся к жизни, и внезапно поднялся и сел, к величайшему ужасу собравшихся у его тела и оплакивавших его, которые разбежались. Только его жена, которая любила его больше всех, осталась с ним, напуганная и трепещущая». Человека звали Каннигэм. Место действия — Нортамбрайнс. Время- VIII век. Запись об этом находим в «Церковной истории народа англов» монаха Беды Достопочтенного (672/3 — 735).

Если мы вернемся в наше время, то и здесь столкнемся с подобными историями.

1963 год. Американка Элзи Лоринг доставлена в госпиталь. Трое врачей признали ее мертвой, констатировав смерть. Через десять часов она очнулась в гробу по дороге в морг.

1973 год. Операционная мемориальной больницы Хэй-Пойнт (США). Врач Чарлз Доу, получив разрешение у безутешного отца, готовится удалить глаза и почки у его умершей 13-летней дочери Джолии. Он поднес скальпель к правому глазу — и в этот миг... девочка задышала. Жизнь вернулась к ней, В этот же самый момент отец принимал соболезнования.

Но было и бывает, конечно, что подобные ситуации, связанные с ошибкой медиков, заканчиваются трагически.

1964 год, Нью-Йорк. В морге идет вскрытие. Сделан первый надрез. Неожиданно вскрытие прерывается. Кем? Ожившим «трупом»: он хватает врача за горло. Врач... умер от шока. А тот, кого собирались вскрывать, стал жить дальше, в полном здравии...

Проблема установления факта смерти не нова, не новость и возвращение в мир тех, кого сочли умершим. Не случайно в давние времена в Германии умерших клали в большом зале на пол, привязывая один конец веревки к руке, другой — к колоколу; если колокол начинал звонить, приходил служитель. Надо полагать, в такого роде службе надобность была, коль она существовала за счет городской казны.

Эти и подобные описания спонтанного возвращения «умерших» к жизни очень напоминают рассказы собеседников доктора Моуди и его последователей, но отнести их к случаям клинической смерти нельзя, хотя бы потому, что реанимация — достижение медицины второй половины ХХ века.

Кстати, практика искусственного «оживления» трупов, или временного возвращения жизни в умершее тело, зафиксирована у разных народов и в разных культурах. Причем в отличие от современных реаниматоров, которые считают, что вернуть человека к жизни можно лишь в течение нескольких минут, представители примитивных культур до сих пор считают, что это время может составлять семь или даже десять дней.

Сама устойчивость представления о том, что в рамках определенного времени возвращение к жизни возможно, подтверждает мысль о том, что человек устроен гораздо сложнее, чем принято думать. Изучение состояния «между жизнью и смертью» не только расширяет наши знания, но и меняет наше отношение к смерти и самое главное, к жизни.

Предыдущая      Статьи       Следущая




comments powered by Disqus

Содержание:

Мёртвый песок жизни
Свет в конце тоннеля
Смерть - это рождение, рождение - это смерть
Колесо жизни и смерти
Связь миров
Смерть, зачем ты нам дана?
Исскуство умирать
В присутствии смерти












Дружественные сайты: