Интересные сайты:



Исскуство умирать

Людей теряют только раз
Умирание становится одиноким
В круге равнодушия
Счастливая смерть
Хроники обьявленой смерти. История первая
Последняя пристань умирающего
Хроники обьявленой смерти. История вторая
История продолжается. Боль
История продолжается. Отец
История продолжается. Другие
Хроники обьявленой смерти. История заканчивается
Нужно ли помогать истории закончиться?
Хоспис. Последнее желание умирающего
Хоспис. Особое место для умирающих
Последняя болезнь. Проблемы умирания
Праздник... умирания?
В последние минуты
Чему учили книги мёртвых?
Вслед за Богами... Египетская книга мёртвых
Я отрину страх и ужас... Тибетская книга мёртвых
Мудрость жизни через опыт смерти
Я и смерть
Не о смерти, а о жизни

Людей теряют только раз

Пронзительная интонация стихотворения Геннадия Шпаликова, известного киносценариста и поэта, столь очевидна, что не поддается рациональному анализу:

Людей теряют только раз
И, след теряя, не находят...

Здесь все — мудрость и печаль человека о каждом, уходящем, запоздалое раскаяние и констатация необратимости разлуки. Сам поэт один из тех, кого называют классическими «шестидесятниками», поверив хрущевской оттепели, не вынес последовавшей затем «ледяной стужи» и ушел из жизни трагически...

0 ценности и значимости человеческой жизни говорят много и охотно. Современная цивилизация многое сделала, чтобы продлить жизнь человека, чтобы защитить его права. Но рядом с достижениями, увы, соседствуют немалые утраты.

Признание необычайной важности процесса умирания . как неотъемлемой части человеческого бытия присуще всем культурам прошедших времен. Хотя вера в загробную жизнь и является частью религиозной традиции, для человека западной культуры она давно утратила принципиальный смысл и значение. Может быть, именно поэтому Запад столь бурно отреагировал на книги Моуди и последовавшие затем активные попытки отдельных исследователей познать «ту сторону» земной жизни. Взрыв внимания к восточным культурам, где авторитет религиозных и философских учений по-прежнему велик, очевиден для любого наблюдателя.

Мы постепенно осознаем ту степень дегуманизации и отчуждения в отношении к смерти и умиранию, которую мы достигли благодаря безоговорочному следованию путем пресловутого технического прогресса.

Верим мы или не верим мы в загробную жизнь, ясно, что тысячелетний опыт множества народов не может быть ошибочным: фаза умирания — часть жизни, очень важная и для верующего, и для атеиста. Но современная культура предпочитает эту фазу не замечать. Умирающий человек остается один, без необходимой помощи в столь сложный момент жизни.

Доиндустриальная эпоха вооружала человека религиозными и философскими представлениями, приближение смерти он встречал в кругу семьи, близких людей, а те, в свою очередь, готовы были оказать ему всяческую поддержку. На последних стадиях умирания он получал конкретное духовное руководство.

Современный человек выглядит беспомощным перед лицом смерти, он к ней не подготовлен. Материалистическая наука серьезно дискредитировала религию с ее учением о загробной жизни. Да и сама религия сегодня в значительной степени реализуется лишь во внешних ритуальных проявлениях. Верующий ходит в церковь, совершает обряды, соблюдает определенные правила, но не более того. Он такой же носитель прагматической философии. Так же как материалист-атеист, такой человек воспринимает смерть как поражение, а не как естественную часть жизненного цикла.

Неизлечимо больной человек и те, кто его окружает, считают себя проигравшими битву с жизнью. В этом им нередко помогают современные врачи, которым привычнее полностью полагаться на аппаратуру, лекарства и прочие достижения медицины.

В отношении к умирающему действует лишь один принцип: во что бы то ни стало победить смерть или насколько возможно отодвинуть ее приход.

На первый взгляд — прекрасное стремление! Но в этой механической борьбе за продление жизни, к сожалению, очень мало внимания уделяется тому, как пациент проводит последние дни и часы, что чувствует, что переживает, чего хочет сам и каковы его потребности.

Умирающие люди становятся не нужны семье. Их отправляют в больницы. Даже тогда, когда в этом нет прямой необходимости. А там человеческое общение заменено техническими приспособлениями.

Безрадостным был вывод специалистов, занявшихся этой проблемой: ни семья, не знающая что и как делать, ни современная религия, ни социальные структуры, ни медицина не могут предложить средства, облегчающие душевные страдания умирающего. Еще печальнее положение тех, кто умирает в российских больницах. Лекарств не хватает, техники нет, а главное — нет человеческого отношения к уходящему...

Западные исследователи считают, что в последние десятилетия произошли некоторые изменения в области знаний о смерти и в отношении к ней.

Особенно велики в этой области заслуги американского психиатра Элизабет Кюблер-Росс. Своей книгой «О смерти и умирании» она, казалось, сделала невозможное: пробудила позитивный интерес западного общества к опыту, связанному со смертью и умиранием.

Предыдущая      Статьи       Следущая




comments powered by Disqus




Содержание:

Мёртвый песок жизни
Свет в конце тоннеля
Смерть - это рождение, рождение - это смерть
Колесо жизни и смерти
Связь миров
Смерть, зачем ты нам дана?
Исскуство умирать
В присутствии смерти











Дружественные сайты: