Интересные сайты:



Связь миров

Дорога, которой нет конца
И внутри у неё стало пусто
Воздаяние, как нравственная основа бытия
Человек перед лицом совести
Картины прошлого - уроки совести
Судный день - суд совести
Что посеешь...
Каждому по роду жизни его
Я - царь, Я - червь
На вечные мучения
Город на крови

Воздаяние, как нравственная остнова бытия

В мировых представлениях о феномене смерти особым образом выделяются традиционные легенды о судном дне, об аде и рае. Смерть понимается прежде всего как главное событие нравственной жизни человека, и этический анализ подобных представлений — это путь к очень важным размышлениям о морали, которой пользуется каждый из нас ежедневно. По сути это разговор о том, как каждый из нас понимает добро и зло.

Центральной здесь является идея неизбежной моральной ответственности человека за свое поведение, за все совершенные им действия (решения, поступки и т. п.).

Человек реально отвечает за всё если не перед каким-то Высшим существом, то перед самим собой — перед тем, что мы привычно называем совестью.

Рассматривая идеи ответственности человека и «посмертного воздаяния» как нравственные идеи, мы можем, обратиться и к опыту эпохи европейского Возрождения, и к результатам исследований второй половины ХХ века, и к опыту, накопленному такими религиями, как зороастризм, христианство, ислам, иудаизм, буддизм. При всем разнообразии исторического и философского материала легко увидеть общность представлений о встрече человека с его собственной жизнью, о неотвратимой ситуации, когда человеку открывается истинная цена его поступков. Человек «судим», но в принципе он всегда судит себя сам. Что это, как не суд собственной совести?

Различные представления людей об аде и рае — это своего рода зеркало, которое отражает их этические представления о жизни на Земле. Сложная природа человека в полной мере проявляется в его попытках узнать, что же там - в мирах иных? .. Эти попытки воистину всегда «учили жить живых».

***

Такие понятия, как «грех», «ад» и «рай», «Страшный суд», входят в нашу жизнь незаметно, независимо от нашего образования, социального статуса, национальности или религиозных убеждений. Искусство, литература, повседневная жизнь изобилуют ими. «Грех обижать слабого», «адская жизнь», «райское блаженство», «не признается и на Страшном суде» — эти выражения и множество их вариаций прочно вошли в обиход.

Конечно, современным людям, в большинстве своем далеким от церкви, смешны картины ада, где на сковородках с кипящим маслом жарятся грешники; у многих вызывают иронию и картины рая с ангелами, вечно играющими на арфах, с яблонями, под которыми вкушают плоды праведники. Но думается, за этими представлениями стоит нечто более важное, чем картинки, изображающие «райские кущи».

Попробуем сравнить эсхатологические представления различных религий с теми видениями прошедшей жизни и картинами рая и ада (или того, что можно соотнести с ними), которые наблюдали люди, пережившие клиническую смерть.

Нас будет интересовать не религиозное наполнение этих представлений, а этическая основа, которая присутствует и в представлении о суде как моменте наступления моральной ответственности за все, что сделано человеком за его жизнь. И, конечно, в идее воздаяния, которая и делает возможным разговор о существовании рая и ада, Независимо о того, во что мы верим, мы должны признать, что без идеи воздаяния мир существовать не может. Человек неизменно надеется на высшую справедливость и вправе рассчитывать, что зло карается, а добро вознаграждается. Ведь если на минуту допустить, что этого нет и никогда не будет, жизнь потеряет смысл, станет удобной и возможной только для негодяев.

Э. Тайлор, исследуя первобытные культуры, отмечал: «Теория воздаяния принадлежит далеко не всему человечеству. Она не включена в первобытное представление будущей жизни. Первобытный человек на низшей ступени культуры знал, что душа переживает тело, но затем только некоторые народы сделали шаг дальше, признав необходимость воздаяния за поступки земной жизни. Вера в будущее воздаяние сделалась могучим рычагом в жизни народов. Изучая нравственное развитие цивилизованных народов, мы видим, как мысль о суде после смерти в самых различных религиях поощряла к добру и удерживала от зла. Даже у людей, не верящих во вторую жизнь, мы встречаем нравственные начала, которые выработаны в большей или меньшей степени под тем же влиянием».

Развитие культуры, этических представлений сопутствовало зарождению и оформлению в религиях, присущих цивилизованным народам, идеи воздаяния.

Подробное рассмотрение религиозных систем не входит в нашу задачу, но полезно в любом случае попытаться понять, что же стоит за легендами о судном дне, об аде и рае. Видимо, следует иметь в виду и гипотезу о «перевоплощении душ», и понятие о восточном законе кармы и о тех видениях, которые переживают люди в околосмертном состоянии.

Любой человек, размышляя о том, как бы он представил себе ад и рай (если бы они, по его мнению, существовали), невольно обозначает свои личные нравственные ориентиры. Потому что представления об ожидаемой награде или наказании и есть наши представления о земной жизни, наша оценка собственного поведения.

Предыдущая      Статьи       Следущая




comments powered by Disqus

Содержание:

Мёртвый песок жизни
Свет в конце тоннеля
Смерть - это рождение, рождение - это смерть
Колесо жизни и смерти
Связь миров
Смерть, зачем ты нам дана?
Исскуство умирать
В присутствии смерти













Дружественные сайты: