Интересные сайты:



Связь миров

Дорога, которой нет конца
И внутри у неё стало пусто
Воздаяние, как нравственная основа бытия
Человек перед лицом совести
Картины прошлого - уроки совести
Судный день - суд совести
Что посеешь...
Каждому по роду жизни его
Я - царь, Я - червь
На вечные мучения
Город на крови

Судный день - суд совести

Даже беглое сравнение представлений о загробной жизни в разных религиях поражает глубоким сходством. При этом далеко не всегда речь идет о прямых заимствованиях. Идея Суда присутствует в тех или иных формах в иудаизме, христианстве, исламе, зороастризме, в египетских традициях, в тех религиях, которые исповедуются в Индии, Японии, на Тибете, в среднеамериканских религиозных традициях. Начнем с самой древней из известных мировых религий, столь древней, что она требует некоторого предварительного рассказа-пояснения.

Зороастризм — самая древняя из мировых религий откровения. Этим термином в литературе обозначается религия, полученная пророком Зороастром от Бога. Зороастризм прямо или косвенно оказал на человечество влияния больше, чем любая другая вера. Зороастризм был государственной религией трех великих Иранских империй, существовавших с VI века до н.э. по VII век н.э., и охватывал большую часть Ближнего и Среднего Востока.

Вот как оценивает его один из ведущих современных иранистов, профессор Лондонского университета Мэри Бойс: «Изучение религии зороастризма может способствовать лучшему пониманию духовного прогресса человечества на протяжении тысячелетий. Кроме того — это благородная религия, отдельные ее положения уникальны и замечательны. Они давали возможность последователям вести целеустремленную и приносящую удовлетворение жизнь».

Священным почитался закон «Аша». Это слово труднопереводимое, ему соответствуют в разных контекстах различные понятия — «порядок»,— там, где речь идет о вещественном мире, или же «истина», «справедливость», «праведность» — там, где говорится о нравственности. А это значит, что понятие «аша» имело этический смысл. Закон «аша» руководил поведением человека. Истина, справедливость, верность, смелость — качества, присущие человеку. Именно добродетель в зороастризме определяет естественный порядок вещей. Порок и зло — его нарушение. Поразительна значимость, которую придавали жрецы и законодатели данному слову, святость и нерушимость его были для них очевидны.

Главным элементом в откровении Зороастра является то, что две первичные сущности добровольно выбрали одна — добро, другая — зло. Этот акт служит прообразом аналогичного выбора, который должен сделать каждый человек в своей жизни.

В зороастризме история мира делится на три эры.

Первая эра — Творение, в комментарии не нуждается. Вторая эра — Смешение. На протяжении этой эры мир больше не является полностью хорошим, представляя смешение добра и зла. Силы зла, причиняя ущерб всему миру, привили людям нравственные пороки и духовное зло, от которого они страдают. Спасение одно — всем сердцем принять добро, не оставив в душе места для порока и слабостей.

Назначение человека, учил Зороастр, в том, чтобы постепенно победить зло и восстановить мир в его первоначальном совершенном виде. Именно тогла наступит время третьей эры — эры Разделения. Добро будет отделено от зла и зло будет уничтожено окончательно.

Эра Смешения несет людям смерть, они должны покидать материальный мир и на некоторое время удаляться в мир нематериальный. Каждая душа, считал Зороастр, судима за то, что совершила в течение жизни. Суд происходит на Мосту-Разлучителе. Приговор душе зависит не от количества и щедрости жертвоприношений, а от нравственных достижений человека. Суд возглавляет Мирта, который первоначально был олицетворением договора, который нельзя нарушить, а затем почитался как бог справедливости и верности договору. Его почитали как великого судью, беспристрастно оценивающего поступки людей. По одну сторону возле него восседает Сраоша (Послушание) и Рашну, держащий весы правосудия. На весах взвешиваются мысли, слова и дела каждой души. Добрые — на одной чаше весов, дурные — на другой.

С «взвешиванием» мы встречаемся в Египетской Книге мертвых: в Зале Двух Истин, или в Зале Маат, происходил суд, где бог Анубис взвешивал на весах поступки умершего. На одной чаше лежало перо, символ богини правды Маат, а на другой — сердце умершего.

В Тибетской Книге мертвых суд ждал душу в бардо Испытания реальности, где повелитель мертвых оценивал поступки с помощью зеркала кармы. Количество хороших и дурных поступков измерялось при помощи черных и белых камешков. Их клали перед Дхарма Раджой на чашу весов. Вот как описывает это Тибетская Книга мертвых: «...твое доброе начало соберет твои добрые дела и отметит их белыми камушками, а твое дурное начало соберет все твои злые дела и отметит их черными камушками. В это время ты будешь испуган и сильно устрашен, ты затрепещешь и солжешь, сказав: «Я не грешил». Тогда Владыка Смерти скажет: «Я посмотрю в зеркало кармы». И когда он взглянет в зеркало, в нем внезапно появятся ясно и четко все твои грехи и добродетели».

Затем следует описание страшной расправы, нестерпимые мучения обрушиваются на душу. «Безумная и невероятная боль охватит тебя. Увы! Ты не умрешь. Твое мистическое тело вновь соберется, и снова тебя потащут с петлей на шее, снова разорвут и разгрызут на части. Так будет повторяться без конца, пока ты не осознаешь, что судишь себя сам, что все картины выплывают из мутных вод твоих мыслей. Ни Владыка Смерти, ни чудовища, рвущие тебя на части, не имеют плоти, как и ты сам. Все эти сцены — порождения тебя самого. Однако в этом мире бардо видения и ты сравнимы по плотности, и поэтому боль — настоящая. Здесь сотворенное тобой способно терзать тебя, и чувства, переживаемые тобой, будут ужасны».

Особое учение существует у христиан Православной Церкви. По нему частный Божий суд предваряется, по отделении души от тела, истязанием мытарствами, когда злые духи предъявляют умершему все грехи, содеянные в жизни. И первое мытарство — согрешение словом. Вот как описывает мытарства преподобной Федоры епископ Игнатий Брянчанинов: «Демоны с жестокостью и упорством обвиняли душу, представляли все согрешения ее, словом содеянные от самой юности. Святые Ангелы оспаривали их и противопоставляли грехам содеянные душой добрые дела».

Второе мытарство связано с грехом лжи. Третье - с грехом клеветы. Здесь люто истязают тех, кто оклеветал ближнего, осуждал, унижал, сплетничал и насмешничал. Далее взыскуется за чревоугодие. Затем за леность. За ним следует мытарство воровства, «на котором рассматриваются всякого рода похищения и воровства грубые и благовидные, явные и тайные». Еще одно мытарство — сребролюбия и скупости. Затем — лихоимства, где приходится расплачиваться за жадность ростовщикам и любителям чужого. Мытарство неправды особенно страшно для неправедных судей,- пристрастных или подкупленных, осуждающих невинных, здесь же рассматриваются ложные весы и меры купцов-обманщиков и другие виды неправды. Есть мытарство зависти, мытарство гордости. Здесь расплачиваются за тщеславие, самомнение, позерство и т. п. Мытарство гнева и ярости. Еще дальше — злопамятности. Есть в том скорбном списке, конечно, и расплата за убийство, и даже мытарство волхования для тех, кто занимается колдовством, чародейством, для составителей ядов и тех, кто призывает бесов.

Строгий спрос ждет тех, кто ведет беспорядочный образ жизни и неверных супругов, насильников, священнослужителей, нарушивших обет чистоты. Не уходят от расплаты все те, кто знаком с половыми извращениями, и держат ответ виновные в кровосмешении. Особой каре подвергает Православная Церковь каждого, кто отступил от православной веры, допустил сомнения в вере, кто неверно толкует о самой вере. И наконец, последнее мытарство — взыскание за немилосердие. По словам того же Брянчанинова: «Если кто совершил многие подвиги, посты, бдения, коленопреклонения, молитвословия, если кто соблюл чистоту девства неоскверненною и изнурил воздержанием тело, но был немилосерд и затворял сердце свое для ближнего, тот с этого мытарства низвергается долу и затворяется в адской бездне навеки».

Кстати, по мнению русского богослова и философа о. Сергия Булгакова, все «хождения по мытарствам» во многом перекликаются с более древними иудейскими апокрифами и во многом соотносятся с образами Египетской Книги мертвых: «Душа, отделившись от тела, непосредственно осознает свою духовность и находит себя в мире бесплотных духов, светлых и темных. Это самоосознание, пробуждение души. Это и есть предварительный суд».

В христианском вероучении есть и Страшный суд. Он предстоит «в конце времен». Его вершит Иисус Христос, вторично пришедший в этот мир. Каждый по приговору высшего судьи получает «по делам его». Подробно картины Страшного суда описаны в Евангелиях от Матфея (13,30: 24,30 — 31: 25,32 — 36), от Иоанна (5, 28 — 29) и в Апокалипсисе (6, 12 — 14).

Страшный суд в Православии — это «последнее разделение овец и козлищ, смерть и ад, проклятие и отвержение, вечные муки одних и царство небесное, вечное блаженство, лицезрение Господа для других — таков итог земного пути человечества» (С. Булгаков).

Если мы обратимся к исламу, то, открыв Коран, также встретимся с представлением о Суде. Здесь даже более ясно и четко подчеркивается недвусмысленная роль самого человека. Аллах говорит: «В тот день обнаружится, что человек сделал прежде, и что сделал после. Истинно, человек будет верным обличителем самого себя, хотя бы желал принести извинения за самого себя» (Коран. 75, 3 — 15).

В каррамитском течении ислама есть книга, почитающаяся священной и у мусульман-суннитов, и у шиитов, называется она «Могильные наказания». Это мусульманское пособие по умиранию и смерти. В книге рассказывается о двух ангелах — Мункире и Накире. Один из них - «опрашиватель», другой — «истязатель». Они являются погребенному мусульманину. Чтобы помочь умершему, после похорон у могилы остается мулла. Он-то и рассказывает умершему, что нужно отвечать ангелам, которые спрашивают о прожитой жизни. Ну а сами их «должности» — «опрашиватель» и «истязатель» — говорят сами за себя.

В китайской мифологии грешники отправляются к «зеркалу зла» на террасе, обращенной к востоку, в котором и видят отражение своих дурных дел. А на раме зеркала строгая надпись, гласящая: «На террасе перед зеркалом зла нет хороших людей».

Конечно, идею суда можно трактовать по-разному, и очень сложно и очень просто. Предпочтительнее всего, если у человека появится желание собственных размышлений на эту тему. Вряд ли можно назвать лишними размышления человека о том, что когда-то наступит день, час или минута, и каждый из нас останется со своими делами один на один. И все черные, злые мысли, бесчестные поступки предстанут перед нами. И счастлив будет тот, кто не сгорит от стыда, у кого не разорвется сердце от горя при созерцании содеянного, тот, у кого наберется «белых камешков» больше, чем черных, тот, кого «ангелы» сумеют отбить у «демонов», предъявив им все его добрые дела и чистые помыслы.

Судный день, при внимательном рассмотрении, всегда оборачивается более простой или более сложной формой суда собственной совести. Того самого суда, через который так не любим проходить мы с вами каждый раз, когда жизнь требует от нас трезвой и честной самооценки. Тем не менее умение судить самого себя, предоставляя решающий голос собственной совести, — это и есть умение быть человеком нравственного поведения.

Предыдущая      Статьи       Следущая




comments powered by Disqus

Содержание:

Мёртвый песок жизни
Свет в конце тоннеля
Смерть - это рождение, рождение - это смерть
Колесо жизни и смерти
Связь миров
Смерть, зачем ты нам дана?
Исскуство умирать
В присутствии смерти













Дружественные сайты: